Драгоценные металлы
(по данным ЦБ России, руб/г)

от 12.12.2017

AuЗолото2383,22
AgСеребро30,14
PtПлатина1694,95
PdПалладий1925,39
Монетарный индекс
AuЗолото1,80
AgСеребро7,97
PtПлатина3,46
PdПалладий1,00
Только 100 экземпляров!


Информер график free counters

The place is occupied

Загадки рубля Анны Иоанновны


Пятак 180М. Максимов © Медальер Иван Васильев
ВОФ Советский коллекционер // 1975-13

Родословная редкой монеты

Данная публикация, посвященная рус-скому медальеру Ивану Васильеву, содер-жит обширный практический материал о чеканке в России монет рублевого досто-инства в период царствования Анны Иоан-новны (1730-1740).

Автору удалось не только приоткрыть не-известные стороны истории монетного де-ла, но и на конкретных примерах рекон-струировать события, предшествующие по-явлению самых различных разновиднос-тей монет рублевого достоинства…

 

Чеканка монет рублевого достоинства в 1734 году – один из интереснейших эпизодов в русской нумизматике послепетровского периода. Все они, как мы это попытаемся доказать, должны быть отнесены к произведениям неизвестного доселе медальера Ивана Васильева, который создал на Московском монетном дворе почти столько же оригинальных типов монет, сколько осталось после работавших в 1730-1744 годах в России иностранных медальеров – датчанина Шульца, швейцарца Гедлингера, авст-рийца Фукса и немца Люфкена.

В начале 1734 года чеканка рублей производилась штемпелями 1733 года, в кото-рых последняя цифра даты «3» перегравировалась в «4». Факт знаменателен сам по себе, так как до этого подобная перегравировка отмечена лишь один раз – при Петре I, когда рубли в 1714 году чеканились штемпелями 1713 года с перегра-вировкой в «4» цифры «3».

Перегравировке подверглись штемпеля 1733 года оборотных сторон двух разно-видностей: обычной (со звездами) и с розетками (вместо звезд) в цепи ордена Андрея Первозванного. Для Лицевой стороны рублей были отобраны шесть изготовленных в 1733 году штемпелей, причем только тех, на которых торс Анны заужен и локон парика «висит в воздухе», а не лежит на левом плече.

В серийную чеканку пошли три портретных штемпеля, которыми, как и в 1733 году, чеканились рубли, не представляющие ныне редкости. Один из них показан на рис. 1 (где аб – монеты выпуска 1733, ав – 1734 года). Остальными тремя портретными штемпелями было отчеканено чрезвычайно малое число рублей. В лучших каталогах русских монет они показаны как редкие, либо вовсе отсутствуют. Один из них показан на рис. 2.

Такой подбор штемпелей для чеканки рублей с перегравированной датой натал-кивает на мысль о переменах, происшедших на монетном дворе в начале 1734 года, и дает основание предположить, что рассматриваемые штемпели резаны не главным медальером Шульцем, а другим мастером, специально подобравшим свои прошло-годние работы, в том числе и те, которые не были использованы в серийной чеканке.

Еще в 1732 году руководитель Монетной канцелярии М.Г. Головкин писал: «от медальера Шульца плода ожидать нечего, ибо оный и сам состояния слабого и трудиться никогда не хочет, только что больше в пьянстве находится» [1].

В качестве иллюстрации к этим словам очень подходят два рублевика 1733 года с широким торсом Анны и лежащим на плече левым локоном, которые имеют ошибки в надписи: «всероссикая» (рис. 3а) и перевернутая буква «в“ в слове всеросиская» (рис. 3б), независимо от того, резал ли эти штемпели сам Шульц, или допустил к чеканке изготовленные находившимися под его «смотрением» работниками.

Кстати, эти монеты не упомянуты ни в одном каталоге. По-видимому, Шульц, в начале 1734 года был отстранен от руководства штемпельным делом, хотя и получал свой оклад согласно контракту.

Чеканка рублей с перегравированной датой производилась в 1734 году очень недол-го (даже серийный рубль, показанный на рис. 1ав, практически довольно редок), лишь в период, когда новый медальер, заместивший Шульца, готовил новые штемпеля. Этот медальер, во всяком случае, не иностранец, иначе его назначение обязательно было бы отражено в документах монетного двора.

Сохранившийся от 1734 года нумизматический материал позволяет проследить творческий путь нового медальера к созданию основного типа рублевой монеты. В се-редине 1734 года на утверждение были представлены два новых штемпеля с портре-том Анны в крупном плане (рисю 4а и 5а). Новизна следует из сообщения Головкина в Сенат от 17 июля 1734 года о том, что слово «самодержица» на монетах стало вос-производиться в сокращении: «самодерж», чтобы оставалось больше места для луч-шего «изъяснения царской короны, которая „в свету“ быть могла, а над нею надписи бы не было».

Среди монет, чеканенных двумя этими штемпелями лицевой стороны, известны очень редкие экземпляры, у которых оборотные стороны чеканены штемпелями с да-той, разделенной короной (рис. 4 а,в и 5 а,в).

Из двух представленных на утверждение портретных штемпелей для серийной чеканки был принят один, который воспроизведен на рис. 4а. Штемпель 5а был отклонен, по-видимому, потому, что несмотря на сокращение в надписи «самодерж.», все же не было выполнено требование, чтобы корона «в свету быть могла».

Вскоре на серийной монете сделана попытка удвоить (доведя до 10) количество жемчужин на заколке парика царицы (рис. 6а). Это новшество не было принято, о чем свидельствует отсутствие такой монеты в каталогах и в коллекциях. Затем, в два при-ема, был несколько уменьшен портрет Анны (рис. 6б и 6в).

На следующем этапе в штемпель лицевой стороны были внесены некоторые изменения в детали портрета. Монета стала менее рельефной, в надписи применен новый, мелкий шрифт (рис. 7)1.

Тем же мелким шрифтом выполнены надписи на следующем рубле, имеющем на первой ленточке наплечника инициал «В» (рис.8).

Этот же инициал «В» и в том же месте можно обнаружить на лицевой стороне монеты (рис.9), где шрифт надписи несколько крупнее. Эта монета пошла в серийную чеканку, но уже без инициала (рис.10). Она известна в двуз вариантах: с тремя драго-ценными камнями на платье и без них. Корона «в свету» из-за укрупненного шрифта вновь не получилась.

Кому же принадлежал инициал «В»? Ответить на этот вопрос удалось после выяв-ления двух списков. В направленной Монетной канцелярией в феврале 1735 года в Сенат ведомости «О числе медальеров и учеников резного дела при Московском мо-нетном дворе содержится „реестр резного дела мастерам и ученикам“: «Медальер Шульц. При нем ученики: Лукьян Дмитриев, Иван Козьмин, Федор Никифоров. У дела чеканов к серебряному делу при минцмейстере Рыбакове ученики: Василий Климов, Козьма Журавлев, Емельян Федоров. При пробирном мастере Зайцове: мастер Иван Васильев, подмастерья Андреян Иванов и Иван Суходолов. У передела медных дене-жек и полушек при минцмейстере Мокееве ученики: Михайла Петухов, Никита Федоров. Всего 12 человек».

Второй список оказался в документе Монетной канцелярии от 3 сентября 1736 года, к которому приложен «Реестр, сколько при монетных дворах обретается ныне худож-ников и мастеровых людей и почему жалования получают».

В нем перечисляются 11 человек: резного штемпельного дела мастер Иван Василь-ев, подмастерья Лукьян Дмитриев и Андреян Иванов и восемь учеников. (Документы приводятся в цитированном выше произведении «Монеты Анны»).

Автором обоих подписанных инициалом «В» портретных штемпелей бесспорно был мастер Иван Васильев, поскольку среди перечисленных в документах работников Московского Монетного двора только его фамилия начинается с буквы «В».

Резаны ли, однако, остальные рубли 1734 года рукой Васильева?

Начнем мы с малого. Монеты с инициалом «В» имеют на оборотных сторонах в цепи Андрея Первозванного розетки вместо звезд, характерных для монет 1730-1733 годоа. В 1734 году розетки заняли место во всех вариантах оборотных сторон, но штемпель с розетками (рис.1б) был изготовлен еще в 1733 году и им чеканены рубли, имеющие на лицевых сторонах три разных портрета, в каждом случае с узким торсом. Как узкий торс, на лицевой стороне, так и розетки на оборотной – явно не работы Шульца.

Надписи на лицевой стороне рубля (рис. 8) и предшествующем ему рубле (рис. 7) выполнены одинаковым, более не встречающимся мелким шрифтом, т.е. одними и теми же литерными пуансонами. Это также косвенно подтверждает принадлеж-ность работы одному мастеру, так как в те времена каждый мастер, как правило, имел собственные набор пуансонов.

До 1734 года Васильев был копиистом. В этом убеждает близость трактовки порт-рета Анны в работе Васильева (рис. 1 и 2) и Шульца (рис. 3). Получив некоторую самостоятельность в 1734 году Васильев начинает трактовать портрет в двух направ-лениях. На одной монете (рис. 4а) видим портрет, который условно назовем «царст-венным», а на другой (рис. 5) «лирическим». В обеих работах влияние Шульца уже мало заметно. Попутно отметим появление жемчужной заколки в парике, которая неизменно воспроизводится ва последующем.

«Царственный» и «лирический» варианты были, по-видимому, крайностями. Василь-ев продолжает поиск (рис.6) и в результате появляется портрет (рис. 7), который как бы объединяет оба варианта. Но портрет получился идеализированным, Анна слиш-ком уж хороша собой, между тем, по мнению Н.Б. Шереметевой, высказанному в 1730 году, она «престрашного была взору, отвратное лицо имела, чрезвычайно толста».

Все эти варианты просуществовали недолго. Объяснить это, вероятно, можно тем, что Анна отнеслась к ним без симпатии, возможно, что они напомнили ей о невзгодах ее молодости: «17 лет она была выдана замуж за герцога Курляндского, через два ме-сяца овдовела и 20 лет жила в Курляндии, презираемая и своими родственниками в России, у которых она вынуждена была просить постоянные подачки, и прибалтий-скими баронами» (см. История СССР, Т.3 стр. 265).

Близким к оригиналу, по-видимому, оказался портрет на монете (рис.9), где Василь-еву разрешили поставить свой инициал. Этот тип лицевой стороны просуществовал на монетах четыре года (1734-1737), а в 1735 году был даже единственным.

В фондах библиотеки имени В.И. Ленина нам удалось разыскать подлинник гравюры Менцеля, на которой ясно видна дата «1733» и надпись (в переводе с немецкого): «Анна Ивановна, ныне правящая Русская царица». Сопоставление портрета на гравю-ре Менцеля с портретами на монетах работы Васильева 1734 года (например, рис. 4,6,8-9) позволяют обнаружить настолько большую степень сходства, что, пожалуй, не оставляет сомнений в том, что гравюра послужила оригиналом для штемпелей.

От прежних типов монет Васильев позамствовал наплечники, которых нет на гравю-ре. Портрет исполненный в ¾ влево, он переделал в профильный.

Из всего сказанного следует, что «резного штемпельного дела мастера» Ивана Ва-сильева следует отнести к числу немногих отечественных медальеров, внесших свой вклад в историю русской нумизматики XVIII столетия.

О дальнейшей судьбе Васильева ничего не известно. В документах Монетного двора после 1736 года можно увидеть девять фамилий из числа одиннадцати упомянутых выше, но фамилия Васильева больше не встречается.

 

Примечания

  • 1. Этим штемпелем чеканены монеты, на оборотных сторонах которых встречаются обычно корона «открытого» типа. Штемпель с «закрытой» короной (дно обрезано горизонтальной линией) редок и в каталогах не отмечен.

Литература

  • [1] Великий Князь Георгий Михайлович «Монеты Анны» // Спб, 1898


Запомнить эту страницу на zakladki.yandex.ru Запомнить эту страницу на google.com Забобрить эту страницу! Запомнить эту страницу! Сохранить ссылку на 100zakladok.ru Добавить в МоёМесто.ru Добавить страницу к Мистеру Вонгу Добавить на MyScoop Запомнить эту страницу на ruspace.ru Запомнить эту страницу на toodoo.ru Запомнить эту страницу на twitter.com

Советский коллекционер, Рубль, Царствование Анны Иоанновны

12.01.2015, 3562 просмотра.

Курсы валют 12.12

Евро 69,8023
Доллар США 59,2348